Гёбекли-Тепе – описание, как добраться, фотографии и море интересной информации | Nicko.ru
Гёбекли-ТепеМеста в мире Турция 

Гёбекли-Тепе

Гёбекли-Тепе (Турецкий: [ɡøbe̞kli te̞pɛ],   «Пузатая гора») — это археологический комплекс на вершине горного хребта в Юго-Восточной части Анатолийского полуострава, области Турции, примерно в 6 км от Шанлыурфа.   Курган в высоту достигает 15 метров (49 футов). Кроме того в диаметре он более300 метров. Все это располагается на 760 метрах над уровнем моря.   Раскопки ведутся с 1996 г. командой немецких археологов ,которой руководит Клаус Шмидт.  

Этот курган включает две эпохи использования, датирующиеся до 10-8 тысячелетиями до н.э.   Во время первой фазы (Докерамический неолит А (PPNA)) возводились круги массивных Т-образных каменных столбов.   В настоящее время по результатам геофизических исследований известно более 200 столбов, образующих около 20 кругов.

Каждый столб имеет высоту до 6 метров и вес до 20 тонн.   Они установлены в разъемы, которые высечены в коренной породе.   Во второй фазе (Докерамический неолит Б (PPNB)) — возведенные столбы меньше и образовывали прямоугольные комнаты с полами из полированного известняка.   Комплекс был заброшен после Докерамического периода Б.  Более молодые строения датируются античным периодом.  

Назначение строений пока не ясно.   Наиболее популярно в научном сообществе мнение выразил Клаус Шмидт: Гёбекли-Тепе – ранненеолитические храмы  

Открытие

Место впервые было отмечено во время исследовании Университета Стамбула и Университета Чикаго в 1963году. Американский археолог Питер Бенедикт определил Гёбекли-Тепе неолитическое сооружение и предположил, что неолитические слои покрыты византийским и исламским кладбищами.   В исследовании отмечено наличие большого количества кремня.   Гигантские известняковые глыбы, верхние части Т-образных столбов, как полагали, являются могильными камнями.   Этот холм долгое время использовался для земледелия, и не одно поколение византийцов, а потом и турок передвигало глыбы, складывая их при расчистке в кучи, возможно разрушая при этом археологическое чудо Гёбекли-Тепе.

В 1994 археолог Клаус Шмидт, ранее работавший в Невалы-Чори, искал ещё одно место для ведения раскопок.   Он изучил археологическую литературу об окружающей местности, нашел короткое описание Гёбекли-Тепе чикагских археологов и попробовал взглянуть на это с другой стороны.   Со сведениями о похожих объектах в Невалы-Чори, он предположил возможность того, что камни и плиты были составляющими T-образных колонн.  

В следующем году начались раскопки при поддержке музея Шанлыурфа.   Были обнаружены те самые колоны, наличие которых угадал Клаус Шмидт.   Некоторые из них видимо пытались снести, вероятно фермеры, ошибочно считая их обычными огромными скалами.   Ближайший археологический участок Гюркютепе — также неолитический, не раскапывался до 2000 года.  

Датировка

Внушительная стратиграфия Гёбекли-Тепе свидетельствует о многовековой деятельности, начавшейся как минимум в эпипалеолитическом периоде.   Структуры, относящиеся к последующему периоду, докерамическому неолиту А (PPNA), датировались 10-м тысячелетием до нашей эры.   Остатки меньших строений, иденифицированные докерамическим неолитом Б (PPNB) и датирующиеся 9-м тысячелетием до нашей эры так же были раскопаны.  

Комплекс

Гёбекли-Тепе находится на гладком, без растительности, плато и представляет собой сооружения, веерообразно разбросанные во всех направлениях.   Северная часть плато соединена с соседним горным хребтом узким выступом.   В остальных направлениях горный хребет круто опускается в склоны и отвесные скалы.   На вершине хребта имеются значительные доказательства воздействия человека в дополнение к существующему кургану.   Раскопки проведены на южном склоне кургана. В этих местах отмечено древнее исламское паломничество. Команда археологов также нашла большое количество древних орудий труда и интсрументов.  

Плато

Плато было видоизменено эрозией и разработкой карьеров, которые здесь были, как в период Неолита, так и в античные времена.   В юге Гёбекли-Тепе есть четыре канала длиной 10 м и шириной 20 см, которые интерпретируются как остатки древнего шахтерского промысла: ученые предполагают, что здесь, в карьере, добывали прямоугольные блоки.   Эти каналы, возможно, имели отношение к квадратному зданию в окрестности, от которого остался только фундамент.   Предположительно, это остатки римской сторожевой башни, которая относилась к арабскому лимесу (пограничная полоса).   Однако это точно не известно.  

Большинство структур на плато похоже на результат неолитической разработки карьеров, эти карьеры использовались как источники огромных монолитных архитектурных элементов.   Их профили выдалбливались в скале, с помощью отдельного блока затем рычагом отделялись от массива скалы.   Были идетифицированы несколько карьеров, где вокруг велись заготовки.   Их статус как карьеров был подтверждён находкой куска размером 3 на 3 метра на юго-восточном склоне плато.   Однозначно неолитическими являются три Т-образных столба, которые не принадлежали коренной породе.   Самый большой из них лежит на северной части плато.   Он имеет длину 7 метров и его верхняя часть имеет ширину 3 метра.   Его вес может быть около 50 тонн.   Два других незаконченных столба лежат на юге плато.  

У западного основания холма найдена фигура, напоминающая льва.   В этой области кремний и известняковые фрагменты встречаются чаще.   Это дает основание предположить, что возможно здесь была разновидность скульптурной мастерской.   Неясно, с другой стороны, как классифицировать три фаллических изображения на поверхности с юга плато.   Они находятся возле карьеров античного времени, что осложняет их датировку.  

Кроме сказанного, есть надрезанная платформа с двумя углублениями, которые могли бы содержать в себе колонны, и близлежащая плоская терраса.   Эта платформа соответствует комплексам из Слоя III кургана.   Продолжая шаблон именования, её назвали «комплекс E».   Благодаря сходству этого комплекса с культовыми строениями Невали-Чори, его тоже назвали «Скальный Храм».   Его пол тщательно высечен в коренной породе и сглажен, напоминающий тераззо полы (пол из негашёной извести, глины и красителя) более молодых комплексов Гёбекли-Тепе.   Сразу на северо-запад от этого места находятся две похожие на цистерны ямы, предположительно, они являются частью комплекса E. В одной из этих ям есть высокий стержень, а также лестница с пятью ступенями.  

На западном крутом откосе была найдена маленькая пещера, в которой оказался небольшой рельеф, изображающий быка.   Только этот рельеф найден в этой пещере.  

Слой III

На этом раннем этапе истории объекта впервые появляются круговые соединения.   Они простираются от 10 до 30 метров в диаметре.   Их наиболее заметное свойство — это наличие Т-образных известняковых колонн, которые равномерно расположены внутри толстых внутренних стен из необработанного камня.   Пока что раскопаны четыре таких круговых структуры.   Геофизические исследования указывают, что есть более 16 структур, вмещающих до восьми колонн каждая, всего насчитывая около 200 колонн.   Эти плиты были транспортированы из ям в коренной породе, расположенных примерно в 100 метрах от вершины холма, рабочими с использованием кремниевых наконечников для нарезания известняковой коренной породы.  

Две более высоких колонны установлены лицевой стороной друг к другу в центре каждого круга.   Эти круги, вероятно, не были накрыты крышей.   [необходима цитата] Каменные скамьи для сидения найдены внутри.   Некоторые колонны изрисованы абстрактными непонятными пиктограммами и резными образами животных.   Эти пиктограммы скорей всего обозначают священные символы. Подобные изображения были обнаружены в неолитических пещерах в других местах.   Рельефы изображают млекопитающих таких как львы, быки, кабаны, лисы, газели и ослы; змей и других рептилий; членистоногих таких как насекомые и паукообразные; и птиц, особенно грифов.   В то время когда строение было построено, окружающая местность, вероятно, была лесистой и способной поддерживать это природное разнообразие. Тысячелетия заселения и культивации почв привели к преобладающим сегодня условиям, почти как в зоне пыльных бурь и ветровой эрозии.   Грифы (стервятники) также заметно представлены в иконографии Чатал-Хююка и Иерихона.   Считается, что в ранней неолитической культуре Анатолии и Ближнего Востока покойный сознательно подвергается лишению плоти грифами и другими птицами-падальщиками.   (Голова покойного иногда отделялась и консервировалась, возможно, как символ поклонения предкам.)   Это, таким образом, будет представлять раннюю форму захоронения на небе, как до сих пор практикуется тибетскими буддистами и зороастрийцами в Иране и Индии.  

Несколько фигур гуманоидов вырезано в Гёбекли-Тепе.   Однако, некоторые из Т-образных колонн имеют человеческие руки, вырезанные на нижней их половине. Предполагается, что они предназначены представлять тела стилизованных людей (или, возможно, богов).   Набедренные повязки также появляются на нижней половине нескольких колонн.   Горизонтальный камень сверху может символизировать человеческую голову.   Таким образом, эти колонны в целом имеют антропометрическую идентичность.   Непонятно предназначены ли были они служить в качестве замены поклоняющихся, символизировать почитание предков или представлять сверхъестественных антропометрических существ.  

На колонне 27, корпус 2, слой III обнаружен хищник — крокодил, возможно, построенный близко к земле, очень сильный, показанный с обнажёнными зубами и выдающийся длинным хвостом, который почти дважды накрывает его самого — вызывает особый интерес так как вырезан по кругу, намекая на степень художественной подготовки и разделения труда, что снова удивительно для общества охотников-собирателей.  
Некоторые полы здесь, в старейшем слое, сделаны как терраззо (обозжённый известняк), другие являются коренной породой, из которой были крупным рельефом вырезаны основания для поддержания большой пары центральных колонн.   Радиоуглеродное датирование ставит возведение этих ранних кругов в диапазон с 9600 до 8800 годов до н.э.   Углеродное датирование предполагает, что корпуса были также засыпаны (по неизвестным причинам) в течение каменного века.  

Слой II

Создание круглых корпусов в слое III уступило возведению небольших квадратных комнат в слое II.   Прямоугольные строения делают более эффективным использование пространства по сравнению с круговой структурой.   Они часто сочетаются с появлением неолита.   Но Т-образные колонны, основное свойство старших корпусов, также здесь присутствует, что свидетельствует о том, что строения слоя II продолжали служить в качестве святилищ.   Слой II относится к докерамическому неолиту Б (PPNB).   Несколько смежных прямоугольных, без дверей и без окон комнат имеют полы из полированного известняка, напоминающие римские полы терраззо.   Углеродное датирование дало даты между 8800 и 8000 годами до н.э.   Несколько Т-колонн высотой до 1,5 метров занимают центр комнат.   Пара украшенная свирепо-выглядящими львами несёт ответственность за название «здание львиной колонны», по которому их корпус известен.  

Слой I

Слой I — это самая верхняя часть холма.   Он самый неглубокий, но отвечает за наиболее продолжительный промежуток времени.   Он состоит из несвязанных эрозионных отложений и отложений от фактически непрерывного использования холма для земледельческих целей после того, как он перестал действовать как культовый центр.  

Объект был сознательно засыпан где-то после 8000 года до н.э.: строения были скрыты обломками, преимущественно кремниевым гравием, каменными инструментами и костями животных, который должны были быть занесены из других мест.   В дополнение к предметам из Библа (наконечники к оружию, т.е. наконечники стрел и др.), а также многочисленным предметам из Немрика, Хелуана и Асвада, в засыпке преобладает каменный инвентарь.  

Хронологический контекст

Все утверждения об археологическом участке должны рассматриваться как предварительные, пока менее, чем 5% участка уже раскопано, и Шмидт планирует оставить большую его часть нетронутой для изучения будущими поколениями (когда археологическая техника, вероятно, будет совершеннее).   Пока участок формально относится к самому раннему неолиту (PPNA), до настоящего времени не найдено следов культурных растений или домашних животных.

Жители, предположительно, являлись охотниками и собирателями, которые всё-таки жили по крайней мере часть года в селениях.   Пока очень мало доказательств использования участка как места жительства обнаружено.   С помощью радиоуглеродного анализа конец слоя III может быть зафиксирован датой около 9000 лет до н.э. (см. выше), но считается, что возвышенное местоположение могло уже выполнять функции духовного центра 11000 лет до н.э. или даже ранее.  

Следовательно, эти сохранившиеся во времени сооружения не только предшествовали гончарному ремеслу, металлургии и изобретению письма или колеса, они были построены до, так называемой, неолитической революции, т.е. появления земледелия и животноводства около 9000 лет до н.э.   Но строительство Гёбекли-Тепе подразумевает формирование развитого строя, ранее несвязанного с палеолитом, докерамическим неолитом А или Б.   По оценкам археологов требовалось до 500 человек для извлечения тяжёлых колонн из местных карьеров и перемещения их на 100-500 метров к месту раскопок.   Эти колонны весят 10-20 тонн, одна весом 50 тонн до сих пор в карьере.   Предполагается, что элитный класс религиозных лидеров контролировал эту работу и потом все происходившие обряды.   Если так, это будет старейшим известным свидетельством наличия касты жрецов — более ранним, чем такие социальные различия развились где-то ещё на Ближнем Востоке.  

Где-то в начале 8-го тысячелетия до н.э. Гёбекли-Тепе (»   Пузатый холм») потерял своё значение.   Приход земледелия и животноводства принёс новые реалии в жизнь человека в этом районе, и «Зоопарк каменного века» (фраза Шмидта особенно применимая к слою III, ограждению D), видимо, потерял какое-то ни было значение, которое имел для прежних сообществ добытчиков пищи этой территории.   Но комплекс не был просто заброшен и забыт, чтобы постепенно стать разрушенным на части.   Вместо этого, каждое ограждение было сознательно похоронено под более чем 300-500 кубическими метрами отходов, состоящих, преимущественно, из небольших кусков известняка, каменных сосудов и каменных инструментов.   Много костей животных и даже человека также идентифицированы в этом заполнении.   Почему эти ограждения были захоронены неизвестно, но это сохранило их для потомков.  

Интерпретация

Мнения Шмидта, что Гёбекли-Тепе — это горное святилище каменного века, придерживается большинство экспертов.   Радиоуглеродное датирование, а также сравнительный, стилистический анализ указывает, что это древнейший религиозный объект когда-либо исследованный.   Шмидт верит, то, что он называет «собором на холме», было целью паломничества, привлекая поклонников на расстояниях до 160 км.   Разделанные кости, добытых на охоте оленя, газели, кабанов и гусей, найдены в больших количествах и опознанные как отходы пищи, добытой и приготовленной или подготовленной иным способом для прихожан.  

Шмидт считает Гёбекли-Тепе центральным местом культа мёртвых и резные животные там для защиты умерших.   Хотя пока не найдено могил или захоронений, Шмидт верит, что они остаются для обнаружения в нишах, расположенных позади священных круглых стен.   Шмидт тоже интерпретирует их, связывая с начальными стадиями неолита.   Это один из нескольких объектов в окрестности Карака-Дага, области, по мнению генетиков, которая является первоисточником нескольких наших окультуренных видов зерна (см. пшеница однозернянка).   Недавний анализ ДНК современной культурной пшеницы в сравнении с дикорастущей показал, что её ДНК ближе всего последовательности дикорастущей пшеницы, найденной на горе Карака-Даг в 32 км от Гёбели-Тепе. Предполагается, что здесь место, где современная пшеница впервые стала возделываться.   Такие учёные предлагают, что неолитическая революция, т.е. начало выращивания зерновых, произошла здесь.   Шмидт и другие верят, что кочевые группы в этой области были вынуждены взаимодействовать друг с другом для защиты скоплений молодых дикорастущих злаков от диких животных (стад газелей и диких ослов).   Дикорастущие злаки уже использовались для питания интенсивнее, чем ранее, и , возможно, преднамеренно выращивались.   Это привело к ранней социальной организации различных групп в районе Гёбекли-Тепе.   Таким образом, следуя Шмидту, неолит начался не в малом размере в форме отдельных случаев огородного возделывания, а развился быстро в форме «крупномасштабной социальной организации».  

Шмидт занят некоторой теорией о системах верования групп, которые создали Гёбекли-Тепе, основываясь на сравнении с другими святынями и поселениями.   Он допускает наличие шаманских практик и предполагает, что Т-образные колонны отображают человеческие фигуры, возможно предков, тогда как он видит полную веру только в богов, развивающуюся позже в Месопотамии, которая связана с обширными храмами и дворцами.   Это соответствует хорошо с древней шумерской верой, что земледелие, животноводство и ткачество были принесены человечеству со священной горы Экур, которая была обиталищем божеств Ануннаки, очень древних безымянных богов.   Шмидт определяет эту историю как первобытный восточный миф, который хранит частичные воспоминания о развивающемся неолите.   Также очевидно, что животные и другие изображения не обозначают организованной жестокости, т.е. нет описаний охотничьих облав или раненных животных, и резьба на колоннах не придаёт значения добыче, которой главным образом кормилось общество, подобно оленю, в пользу грозных существ, подобно львам, змеям, паукам и скорпионам.  

Значимость

Гёбекли-Тепе рассматривается как открытие очень высокой значимости. Возможно дальнейшее исследование Гёбекли-Тепе сможет серьёзно изменить понимание ключевого этапа в развитии человека и социума. Не зря ученый Стенфордского университета   Ян Ходдер сказал: «Гёбекли-Тепе всё изменил».   Видно, что возведение монументальных комплексов с возможностям охотников-собирателей, а не только оседлыми земледельческими сообществами , как полагалось прежде.   Как археолог Клаус Шмидт говорит об этом: «Сначала родился храм, потом город».  

Не только гигантские размеры Гёбекли-Тепе , но и огромное количество колонн-святынь делает это место уникальным.   Подобных памятников древней архитектуры на данный момент просто нет.   Невалы-Чори, поселение эпохи неолита также раскапываемое немецкими археологами совместно с Ататюрком Дамом с 1992 года, на 500 лет младше.   Его Т-образные колонны намного меньше, и его религиозные объекты расположены внутри посёлка.  Архитектура Иерихона, которая была создана тогда же когда и Гёбекли-Тепе, лишена художественных качеств или крупномасштабных скульптур. А Чатал-Хююк, возможно самое известное поселение Анатолии эпохи неолита, моложе на целых 2000 лет.  

Сейчас Гёбекли-Тепе поднимает больше вопросов для археологии и изучения доисторической эпохи, чем ответов.   Остаётся неизвестным, как сила, достаточная для сооружения, расширения и поддержания такого значительного комплекса, была мобилизована и оплачивалась или обеспечивалась питанием в условиях общества ещё не ведущего оседлый образ жизни.   Учёные не могут «читать» эти пиктограммы и не знают определённо, какое значение имели рельефы с животными для посетителей этого объекта.   Изображённая разнообразная фауна, от львов и кабанов до птиц и насекомых, делает любое единичное объяснение проблематичным.   Так как мало или совсем нет свидетельств проживания, а изображённые животные — главным образом, хищники, эти камни могли предназначаться для предотвращения бедствий посредством некоторых форм магического представления.   Как альтернатива, они могли служить тотемами   Допущение, что объект был строго культового назначения и без жителей, тоже спорное при предположении, что эти сооружения служили как большие общинные жилища, «аналогичными в некоторых особенностях большим дощатым домам северо-западного побережья Северной Америки с их впечатляющими подпорками дома и тотемными столбами».   Неизвестно, почему каждые несколько десятилетий существующие колонны засыпались, чтобы быть заменёнными новыми камнями, которые являлись частью меньших концентрических кругов расположенных внутри более старых.   Захоронения людей на объекте могли происходить и нет.   Причина, по которой комплекс был тщательно засыпан отходами, не выяснена.   Пока не соберётся больше свидетельств, трудно делать определённые выводы об исходной культуре или значении этого объекта.

 

Сохранение

Археологическое сообщество планирует постройку музея в этих местах. Также все исследователи надеются, что смогут добиться создания археологического парка в окрестностях.

В 2010 году, Фонд Глобальное наследие заявил, что он принимает долгосрочную программу консервации для сохранения Гёбекли-Тепе.   Партнёрами выступают Клаус Шмидт и Немецкий археологический институт, Немецкий исследовательский фонд, муниципальное правительство Шанлиурфа и Министерство туризма и культуры Турции.  
Заявленные цели этого проекта Гёбекли-Тепе — это поддержка подготовки управления объектом и плана консервации, строительство навеса над открытыми археологическими особенностями, обучение членов сообщества руководству и консервации, и помощь властям Турции во включении Гёбекли-Тепе в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гёбекли-Тепе на карте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие публикации

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: