Чуйская Степь
Как добраться: проезжаем Курайскую степь по Чуйскому тракту и едем дальше. На 864 км справа от тракта, за рекой, находится село Чаган-Узун (1730 м над у.м.), в переводе означает «белая мутная вода». Вы обязательно обратите внимание на тополиную рощу, которая внезапно появится перед селом возле Чуй. Зимой этого, возможно, и незаметно, но летом, после поездки по степи, контраст сильно заметен. В село через Чую построен хороший бетонный мост. Тракт находится на правом берегу Чуй, а само село — на левом. Если проехать немного по селу, то станет понятно, что его тоже разрушило после землетрясения в 2003 г., но есть и новенькие деревянные домики.
На картах через Чаган-Узун проходит дорога в Бельтир, но по ней не стоит ехать. Есть другая хорошая дорога, через Ортолык.
В Чуйской степи вдоль реки Чуй встречается много озер. На 871 км Чуйского тракта справа очень близко к тракту находится первое большое озеро. Высота над уровнем моря здесь 1730 м.
Примерно с этого места на Чуйском тракте и начинается Чуйская Степь, которая тоже является межгорной котловиной. Находится на высотах 1700-2000 м над у.м. Она гораздо больше, чем Курайская степь, ее размеры 90 на 40 км.
На 877 км Чуйского тракта находится село Ортолык. Растительности здесь почти нет, только вдоль Чуй, где заболоченные места. Осадков мало, снега зимой почти нет, снежный покров всего 1-2 см, местами видна голая земля. Зимой могут быт морозы до -60° С, а леТОМ В дневное время воздух может прогреваться до +30° С. В земле вечная мерзлота, поэтому здесь ничего и не пытаются выращивать. В селе даже деревьев нет. Вокруг домов с забором одна щебень. Высота над уровнем моря -1750 м.
В переводе Ортолык означает «остров» (вероятно, «остров посреди степи»). На тракте в Ортолыке есть небольшая заправка, она невзрачная, но при необходимости можно заправиться. От Ортолыка начинается хорошая дорога на Бельтир, протяженность которой 29 км.
На тракте в конце села стоит указатель на Бельтир. Первые 5 км асфальт, затем до 17-го км гравий, а затем до самого Бельтира снова асфальт. По такой дороге проедет любая машина. По пути через Чуйскую степь на Бельтир встретятся два небольших еле заметных перевала, на которых есть скамейки и небольшие каменные насыпи — обоо, а также традиционные сухие ветки деревьев с белыми ленточками — кыйра.
Перед селом Бельтир слева от дороги встретится очень необычное место. Небольшая гора из слоеной белой глины. Так как она сухая, то очень хрупкая и рассыпается при прикосновении. Подобное место, только в более крупных размерах, есть на реке Чаган-Узун, примерно посредине между одноименным селом и Бельтиром. Называется этот глиняный город Акк-Яр.
Бельтир был самым сильно разрушенным населенным пунктом в Горном Алтае во время землетрясения 27 сентября 2003 года. Но село частично восстановили, и в нем по-прежнему проживают люди, и даже возвращаются назад те, кого пересилили в новое село Бельтир возле КошАгача.
Если проехать до конца Бельтира, то можно понять, что село стоит на старых моренах. От Бельтира до ближайших ледников около 30-40 км, т.е. когда-то, не так давно, ледники доходили до этих мест. От Бельтира начинаются маршруты к ледникам и вершинам Южно-Чуйского хребта.
Далее Ортолыка по Чуйскому Тракту можно ехать и любоваться видами Чуйской степи. Если приехать сюда зимой, то Чуйская степь будет похожа на тундру. Почти всю зиму в этих местах ясное небо, практически не бывает ветра, стоит туман или дымка. Здесь в основном разводят коз, овец, а также ловят рыбу в озерах. Можно встретить стадо одичавших верблюдов.
Это самая большая межгорная котловина на Алтае. Посредине котловины протекает река Чуя. Так как здесь равнина, то река не горная, а равнинная, с множеством извилин. Вдоль реки встречается много озер, почти все места заболоченные, вероятно, из-за вечной мерзлоты в грунте. Зимой река и озера могут промерзать насквозь, толщина льда достигает 3 метров.
Из-за высоты (1700 м) атмосферное давление здесь (630-640 мм) гораздо ниже, чем обычно на равнине (756 мм — норма), влажность воздуха очень низкая, ветра почти нет. Поэтому мороз в -30° С можно оценить, как -10° -15° С в Новосибирске.
На 881 км, слева от тракта будет место, которое используется для местных религиозных праздников и обрядов. С дороги это место сразу можно заметить по камням. На одном из них есть изображение лица человека, а так же жертвенник, вокруг которого так же расставлены камни.
Если проехать еще дальше по тракту, то на 891 км будет КошАгач и еще далее, на 956 км, — Ташанта, где находится погранотряд, и дальше вас без загранпаспорта и визы в Монголию уже не пустят. Чуйский тракт заканчивается на границе с Монголией перевалом Дурбэт-Даба (2481 м).
Если от Кош-Агача ехать в левую сторону, то можно по горным дорогам и через перевал Бугузун (2688 м) попасть в республику Тыва, а так же к озеру Джулукуль (2200 м над у.м.), из которого берет свое начало река Чулышман
Недалеко от Чуйской степи находятся Северо-Чуйский и Южно-Чуйских хребты