Евпатория
Содержание
В Евпатории нет гор, дворцов и субтропической растителвности. Она славится как детский и бальнеологический курорт. Широкие песчаные пляжи, грязи соленых озер и минеральные воды – главные богатства региона. Сюда едут отдыхать те, кто нуждается в более кардинальных оздоровительных мероприятиях, чем просто купание и отдых.
Историческая справка
На рубеже 6-5 вв. до н. э. на месте современной Евпатории возник город Керкинитида, основанный греческими поселенцами. В 3 в. н. э. он был разрушен готами, и в более поздние века жизнь лишь теплилась на пепелище.
Турки, вторгшиеся в Крым в конце 15 в., основали на побережье Каламитского залива свой опорный пункт Гезлёв, быстро превратившийся в крупный центр работорговли. Наследием мусульманской эпохи стал ряд памятников архитектуры, вкрапленных в современную городскую застройку.
Название Евпатория появилось в Екатерининские времена, когда в моде было называть города «по-гречески».
Прогулка по исторической части Евпатории
Мечеть Джума-Джами. Находится в восточной части Евпаторийской набережной (ул.. Революции, 36). Название переводится с крымско-татарского, как пятничная мечеть. Пятница — священный день для мусульман, так как в пятницу родился пророк Мухаммед.
В 1552 г. крымский хан Девлет-Гирей, получив в Стамбуле право на ханство, повелел возвести в честь этого события величественную мечеть в Гезлёве. За образец он решил взять главную стамбульскую мечеть Айя-София, а для руководства работами пригласил знаменитого турецкого архитектора Хаджи Синана. Хаджи Синаи — грек по происхождению, прославился, как один из величайших зодчих своего времени. Его творческое наследие составляет более 300 построек, среди которых 131 мечеть, в том числе знаменитые мечети Сулейманийе и Шах-Заде в Стамбуле.
Строительство длилось более 10 лет — до 1564 г.
С тех пор, когда очередной крымский хан «вступал в должность», он отправл ялся в Гезлёв, где в мечети Джума-Джами торжественно зачитывался полученный из Стамбула документ о праве на ханство (фирман). После этого хан расписывался в специальном документе, который хранился в мечети.
Храм Св. Николая Чудотворца (ул, Тучина, 2). Находится недалеко от мечети Джума-Джами. Это один из самых крупных храмов Крыма. Впечатляет поднимающийся над городской застройкой огромный купол храма. Диаметр купола достигает 18 метров, а весит он 260 тонн.
Свято-Никольский храм рассчитан на 2000 человек и возведен в 1899 г. в честь освобождения Евпатории от англо-франко- турецких войск во время крымской войны (1854-1855 г.).
Если двигаться от собора Николая Чудотворца по ул. Караева и за хлебозаводом свернуть в первый переулок направо, можно осмотреть текие дервишей.
Текие — обитель дервишей — странствующих аскетов, последователей религиозно-мистического учения суфиев. Обычно дервишей сравнивают с христианскими монахами, но полной аналогии между этими понятиями нет, так как дервиши могли иметь семью, собственность, заниматься ремеслом.
Текие построено в 16 в. Представляет собой квадратное в плане строение перекрытое куполом. Из центрального помещения был вход в отдельные кельи. В 18 в. рядом с текие была построена мечеть.
Караимские кенасы (ул. Караимская, 68). Караимы — малая народность Крыма, исповедующая иудаизм и говорящая на языке тюркской группы, близком к крымско- татарскому.
Кенасы — молельные дома караимов, построены в 18 в. на тогдашней северной окраине города.
Комплекс состоит из двух построек — большой (1807 г. ) и малой (1815 г.) кенас.
Большая предназначалась для богослужений в праздничные дни, малая — в будни. Обе кенасы соединены двориком с живописной белой аркадой.