Очамчира – описание, фотографии, достопримечательности и… | Nicko.ru
Очамчира вокзалАбхазия Города Места в мире 

Очамчира

 

ochamchira-abhaziya_0117Очамчира (у абхазов принято написание Очамчыра) – город в восточной Абхазии, наиболее пострадавший во время войны с Грузией. Очамчира обладает большим курортным потенциалом. Песчаные пляжи, открытая набережная, наличие в районе интересных маршрутов, природных памятников, а также памятников, христианской архитектуры объясняет активное развитие Очамчиры в этом направлении.

Однако до сих пор, несмотря на большое количество достопримечательностей, туристы в основном предпочитают другие города. Именно поэтому Очамчира очень удобно для отдыха – цены заметно ниже и меньше людей на пляжах.

Как ориентироваться

В Абхазии только в городах Очамчира и Гагра солнце садится прямо в море. Ушцы, идущие вдоль набережной ориентированы с юга на север. В городе преобладает регулярная планировка с постройками частного сектора. Административные здания и магазины сосредоточены в центре города. Функционирует отделение Сбербанка. Работают маршрутки и такси. До других городов можно добраться на рейсовых автобусах, стоянка — на привокзальной площади. Размещение осуществляет отель “Самшит 555”.

Окресности Очамчиры

Есть две причины, по которым Восточная Абхазия (от Сухума до р. Егры) менее развита в туристическом отношении, чем Западная. Первая — это экономическое районирование 40-80 годов, ориентированное на миграционные трудовые ресурсы из Западной Грузии, традиционно занятые в сельхозпроизводстве. Вторая -боевые действия 92-93 гг., практически не затронувшие Западную Абхазию, и шедшие здесь с огромной интенсивностью. Других причин, по которым эта территория была бы менее привлекательна для туризма и отдыха нет, и скорее всего ситуация будет меняться здесь в положительную сторону.

Подтверждением этому служит огромное количество интереснейших природных и исторических памятников, сосредоточенных в Восточной Абхазии.

Драндский собор

В VI веке христианские церкви строились во многих местах, в том числе в Абхазии. Большинство из них были базиликами. Это храмы представляющие собой удлиненные залы, иногда разделенные внутри зала колоннами на три части по всей длине. Особое место здесь занимает Драндский собор. Это первый в Западном Закавказье (а может быть и во всем Закавказье) центрально-купольный храм. Больше такие церкви в Абхазии не строились. Он не был похож ни на один из ранее выстроенных храмов. Во-первых, он строился целиком из кирпича, что было незнакомо для местного населения. Так строили в то время только византийцы. Во-вторых, внутри он представлял собой не привычный длинный зал, а крестообразное пространство, центр которого был в виде ротонды, т.е. в виде круглого помещения, перекрытого сверху широким низким куполом. Восточная алтарная часть была отделена шестью белыми мраморными колоннами с резными капителями, которые поддерживали мраморные же арки.

Строила Драндский собор, вероятно, специально присланная по велению императора Юстиниана бригада мастеров. А среди инженеров-строителей и архитекторов, возможно, были и абазги, прошедшие обучение в Константинополе. Совершенно необычное впечатление производил собор в вечернее время. Построенный на холме, господствовавшим над всей долиной и освещенный множеством светильников и свечей, он как бы парил над окрестностями. Купол же с венцом освещенный изнутри 16-ю окнами, казался фантастическим. Несомненно, эта церковь вызывала глубокое благоговение не только у христиан, но и у язычников. Собор строился как архиепископская кафедра. Об этом говорит и предусмотренное для епископа место в алтаре. Видимо, собор должен был стать духовным центром, а Дранда, в то время называвшаяся словом Цкыбын, административным центром Апсилии.

Великая Абхазская стена

Одно из самых масштабных фортификационных сооружений не только в Абхазии, но даже в мире. По протяженности (160 км), уступает, правда значительно, только Китайской. Сегодня почти все ученые относят строительство стены к VI веку н.э. Берущая начало у устья р. Келасур и идущая по холмам и предгорьям до р. Ингур и дальше к морю, со своими “клиссурами” башнями-крепостями, запиравшими выходы из ущелий, стена очень похожа на оборонительные сооружения римлян. Римляне вынуждены были строить такие оборонительные линии в связи с тем, что в эти века пришли в движение многие народы древности. В частности, на Северном Кавказе появились кочевые народы и постепенно там оседали. Самыми неспокойными были аланы, одни из предков нынешних осетин. В любую минуту они могли вторгнуться через Клухорский или другой перевалы на побережье, а затем двинуться вглубь страны. Конечно, цельного сооружения уже нет, но в тех местах, где сохранились сторожевые башни, руины храмов, крепостей или фрагменты самой стены, эти древние артефакты производят сильное впечатление. К Абхазской стене проводятся экскурсии.

Озеро Амткял

Амткял самое молодое (всего 100 лет) и второе по величине горное озеро Абхазии. Образовалось в результате нескольких горных обвалов в конце XIX века. Уровень воды непостоянный и зависит от таяния снегов. Годовая разница достигает 40 м. В озере водится рыба: форель, голавль, подуст, усач. Озеро Амткял — популярный туристический маршрут. Добраться до него можно по Военно-сухумской дороге и далее по проселочной дороге

Моквский храм

Расположен в 15 км от Очамчиры на острове при слиянии рек Мыку и и Дваб. Подробней можно прочитать в нашей статье про Моквский храм

Ведийский храм

Ведийский храм, находящийся в 12 км от Очамчиры, был выстроен в X веке царем объединенного абхазо-грузинского государства Багратом III и его матерью Гурандухт, сестрой абхазского царя Феодосия. В 1014 году собор стал усыпальницей Баграта III. До наших дней храм дошел в полуразрушенном состоянии. В плане он по своей форме приближается к купольным храмам. Стены, сложенные из тесаного камня, снаружи украшены орнаментом — стилизованными листьями и искусно вмонтированными в них крестами. Внутри храма имеются фрагменты стенописи с ктиторскими портретами. К западу от храма сохранились развалины большого каменного дворца — епископской, а, возможно, и царской резиденции. В результате попыток “реставрации” была снесена часть древнего купола и снята большая часть облицовки. В XIX веке в храме, возобновилось богослужение, вновь прекращенное в советское время. Храм расположен в очень красивом месте. Выстроенный на высоком холме, он главенствует над местностью, как бы парит над ней. К комплексу ведет асфальтовая и грунтовая дорога, он включен в списки экскурсионных маршрутов туристических агентств.

Илорский храм

Илорская церковь святого Георгия зального типа выстроена в XI веке и расположена в 4 км от Очамчиры. Церковь была центром духовной и светской жизни. По свидетельству итальянского путешественника Лемберти, посетившего Илор в XVII веке, возле Илорской церкви устраивались большие ярмарки,на которые съезжались жители Абжуйской (восточной) Абхазии и Западной Грузии.

Интересно, что Илорской церкви жертвовались военные машины, катапульты онагры и др., сабли, кинжалы, иногда и бутафорское оружие. Вместе с тем, в храме находился гигантский лук и гигантские наконечники копий и стрел под названием «стрел Афы», т.е. бога молнии, а также гигантские раздвоенные копья, которые в Абхазии называли абрдзал и аджар. Все эти ритуальные предметы изготовлялись из железа представителями определенной фамилии кузнецов. Вышеописанное свидетельствует об Илорском храме, как о святилище, где в прошлом находился один из центров культа бога войны и молнии Афы, слившегося затем с культом св. Георгия или Аерга.

Краткая история Очамчиры

В IV веке до н.э. в Абхазии вместе с Диоскурией были основаны и другие поселения — главнейшим из которых был Гюэнос, расположенный около современного города Очамчира. Здесь шла активная торговля. Местные племена заготавливали металлы, ткани, строевой и корабельный лес, пушнину, мед, воск, а в обмен получали предметы роскоши, столовую посуду, деликатесы. Но главным предметом торга были рабы. Их можно было дешево приобрести, выменяв на амфору оливкового масла, и с выгодой перепродать на невольничьих рынках Средиземноморья.

В первые века нашей эры в районе Очамчиры жили племена апсилов, впоследствие вместе с абазгами и санигами, образовавших абхазскую народность. В XIII-XIV веках генуэзские купцы создали здесь свою факторию Ола-Гуанда. В XVI-XVIII веках, в период турецкого господства, город опустел, берег зарос сплошным самшитовым лесом. Остюда более позднее название этой местности Шамшир (по-турецки самшит, самшитовая роща). В 40-х 60-х годах XVIII века жизнь в городе была довольно оживлена, так как Очамчира была тогда зимней резиденцией последнего владетельного князя Абхазии Михаила Чачба-Шервашидзе. В 1844 году здесь был открыт порт, из которого в Россию, Турцию, Францию вывозились самшит, каштан, сельхозпродукция. Особую выгоду приносила торговля самшитом, который в Европе называли “алмазным деревом” и платили за него “любую цену”. Из самшита изготовлялись челноки, ксилографические клише, украшения, произведения искусства. В частности, статуи на фронтоне собора Парижской Богоматери сделаны из абхазского самшита. Вместе с ликвидацией Абхазского княжества и высылкой владетеля в 1 864 г. в Воронеж, где он через два года умер, жизнь в городе замирает. В советское время Очамчира была центром сельскохозяйственного района. Велика заслуга очамчырцев в национально-освободительном движении Абхазии 80-х — 90-х годов. В период абхазо-грузинской войны 92-93 гг. город был оккупирован. Практически все его абхазское население покинуло дома и вступило в ополчение, сформировав “Восточный фронт” протянувшийся на десятки километров севернее Очамчиры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи

Оставить комментарий

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: