Южно-Чуйский хребет

122345_originalЮжно-Чуйский хребет находится (только не удивляйтесь!)южнее Северо-Чуйского хребта. Между собою хребты разделяются долиной реки Карагем. Протяженность Южно-Чуйского хребта с востока на запад около 70 км. Вершины гор имеют высоты почти 4 км, в частности высота Иикту 3936 м, Джаниикту 3922 м. На этом хребте залегают одни из самых больших ледников Горного Алтая - это Софийский ледник в долине Аккола и Талдуринский ледник в долине Талдуры. Южно-Чуйский хребет менее посещаем, чем СЧХ в связи с большей удаленностью от Чуйского тракта. С Чуйского тракта вершины ЮЧХ еле заметны, они начинают просматриваться с тракта только от села Ортолык. Кроме долин Талдуры и Аккола туристами также посещаются долины рек Караоюк и Елангаш. В долине реки Елангаш есть дорога для машин хорошей проходимости, таких, как ГАЗ-66, а долина Караоюк почти непосещаемая, в ней нет даже видимой тропы, и места в основном заболоченные. Самая посещаемая долина на ЮЧХ - это долина Аккола.

Чтобы попасть в долину Талдуры (на Талдуринский ледник, вершину Иикту) или долину Аккола (Софийский ледник), необходимо в Ортолыке повернуть в сторону Бельтира. Село Бельтир основано в 1922 году. Ранее называлось Кызыл-Маны (красный флаг). Это был колхоз. Занимались разведением скота. В долинах рек, которые находятся рядом: Талдура, Аккол, Чаган, Караоюк, Елангаш, построено много зимовий, которые остались здесь с прежних времен.

С тех же времен сохранились и проезжие дороги для УАЗиков и ГАЗ-66. В начале этого столетия по району прокатилась серия землетрясений, самое сильное в 9,5 баллов. Село Бельтир более других пострадал при землетрясении. Все каменные постройки разрушились. Позже был выстроен новый поселок Бельтир, недалеко от Кош-Агача. Часть населения переехала на новое место, а часть осталась жить на прежнем месте. Деревянные дома почти все восстановлены. Село довольно большое. У многих жителей села имеется проходимый транспорт, и этим можно воспользоваться для дальнейшей заброски к ледникам.

На картах дорога к Бельтиру обозначена от Чаган-Узуна, но по ней теперь никто не ездит. Есть хорошая дорога от Ортолыка - 29 км. Первые 5 км - асфальт, потом до 17 км - гравий, а затем до самого Бельтира - асфальт. Сможет проехать любая машина.

Возле села река Чаган впадает в реку Талдура, и дальше река называется Чаган-Узун. Бельтир в переводе означает «слияние» (двух рек). Высота над уровнем моря здесь -1936 м. В конце села есть мост через реку Чаган, после моста вправо уходит дорога к Талдуринскому леднику, а влево - к Софийскому.

По долине Талдуры хорошая дорога идет до реки Джело, до нее без проблем доедет УАЗик, в этом месте (вправо по склону) начинается подъем на перевал Карагем и далее на Карагемскую поляну. На обычных легковых машинах даже не имеет смысла пытаться проехать до реки Джело. Через 7 км от Бельтира, на левом склоне долины (по ходу движения), можно увидеть последствие землетрясения в 2003 году - участок склона (примерно 1x0,9 км) вместе с лесом сполз вниз, это место называется сейчас Арка-Узук («сорванный вниз лес»).

Далее реки Джело вдоль Талдуры лучше ехать на ГАЗ-66 или УРАЛе. А еще лучше пройтись по долине пешком, оно стоит того. Тем более, что дорога везде хорошая. Гарантировано встретите эдельвейсы - маленькие алтайские чудо-цветы. Здешние горные пейзажи, в отличие от СЧХ, очень сильно впечатлят вас своим разнообразием. За несколько километров до последнего зимовья придется переходить речку Талдуру вброд на правый берег, максимальная глубина - немного выше колена.

В паре километров от Талдуринского ледника находится последнее в этой долине зимовье, всего их здесь пять. На машине можно доехать до последнего зимовья. Далее можно прогуляться до Талдуринского ледника, забраться на сам ледник или просто подойти к нему. Отсюда будут хорошо видны вершины Ольга и высшая точка ЮЧХ - Иикту 3936 м. От Бельтира до Талдуринского ледника около 40 км.

Самый простой маршрут между долинами Талдуры и Аккола - это через Ленинградский перевал 3300 м (1Б) и далее вдоль озера и речки Тура-Окж - в долину Аккола.

Если поехать от Бельтира влево, в сторону Софийского ледника по долине Чагана, то дорога будет еще лучше, чем на Талдуру. Первые 10 км она вообще идеально ровная и пролегает по степи, которая здесь больше похожа на пустыню. Здесь вам встретятся курганы.

Если посмотреть на склоны гор, то можно понять, что они приглажены ледниками. Это еще раз доказывает, что ледник когда-то доходил до Бельтира. Далее начнутся небольшие горы, и дорога пройдет мимо двух озер, Каракуль («чистое», «черное») и Аккуль («белое»).

Здесь тоже встречаются зимовья. Доехать на машине (проходимостью не менее, чем УАЗик) можно только до реки Тура-Оюк. А дальше почти за 2 часа можно дойти до Софийского ледника. Т.е. почти до самого ледника можно доехать на машине.

От Бельтира до Софийского ледника около 35 км. Перед ледником на морене разлилось большое озеро с мутной ледниковой водой, а рядом с ним расположилось еще множество мелких озер, и каждое в своей мореной чаше, и в каждом из них вода разного цвета, от черного, до светло-зеленого.

Но чтобы их увидеть, нужно будет перебраться на правый берег реки Аккол, а дорога все время идет по левому берегу. Это можно сделать либо вброд, либо дойти до ледника и уже по нему перебраться на другой берег.

Самый простой маршрут между долинами Аккола и Караоюка - это через перевал Удачный 3000 м (1А) по леднику с одноименным названием.

В месте слияния рек Аккола и Караоюка на реке Аккол есть мост, но река здесь разливается на два рукава, и через один из них придется переходить вброд.