Эски-Кермен от А до Я: описание, как добраться и… | Nicko.ru
Крым Места России 

Эски-Кермен

IMG_0064

Эски-Кермен, возник в 6 в., как укрепленное поселение. Многометровые обрывы, окружающие плато со всех сторон, являлись превосходной естественной защитой, в более доступных местах усиленной крепостными стенами. Почти по всему периметру плато опоясывали, вырубленные в скальной породе казематы, образуя несколько оборонительных комплексов. Но, несмотря на столь внушительную систему обороны, город в конце 8 в. оказался в руках неприятеля.

Ученые не могут однозначно сказать, что за события разыгрались тогда под стенами города. Возможно, они были связаны с антихазарским восстанием, развернувшимся в Крыму этот период.

В результате войны был разрушен осадный колодец. Лишившись такого стратегического объекта, город уже не мог служить крепостью. Стены бесполезны если автономное водообеспечение отсутствует.

Тем не менее жизнь на плато не прекратилась. После краткого периода запустения городок постепенно восстановился. Оборонительные казематы стали использовать в качестве кладовых и амбаров. К 12 в. тут было и почти 3000 жителей, около 600 усадеб и просто огромное, по нашим теперешним меркам, количество храмов. Два храма находились у верхнего марша подъездной дороги, еще один - сразу за воротами. На восточной окраине плато располагался Храм Успения Богородицы, на склоне горы - храм Трех Всадников. Просторная базилика возвышалась в центре города. Было еще несколько небольших наземных церквушек, разбросанных по жилым кварталам. Неспешная и мирная жизнь резко оборвалась в 1299 г., когда в Крым нагрянули полчища ордынского темника Ногая. Не имевший укреплений Эски-Кермен стал легкой добычей кочевников. Городок был сожжен дотла. В последующие 100-150 лет были еще попытки селиться на пепелище. Но к 15 в. жизнь тут окончательно угасла.

Татары, пришедшие в эти места позднее, застали лишь опустевшие руины, имени которых никто не знал. Новые поселенцы стали называть их Эски-Кермен - «старая крепость».

Несмотря на то что Эски-Керменское плато невелико по размерам - всего 1 км на 170 м, здесь сконцентрировано более 350 искусственных вырубок. Остановимся на самых значительных объектах.

Виртуальный тур по Эски-Кермен

Наиболее интересный из памятников Эски- Кермена - храм Трех Всадников. Он вырублен в отдельной каменной глыбе за пределами городских стен. Внутри чудом сохранилась древняя фреска «три Святых Всадника». Считается, что ей почти 800 лет. Фреска изображает трех всадников. Средний - Св. Георгий Победоносец, два других, предположительно, Федор Стратилат и Дмитрий Солунский. А может быть, все три фигуры на фреске изображают одно и то же лицо - Георгия Победоносца, но в трех его ипостасях: драконоборца, триумфатора и освободителя пленных? Есть и такая версия. За спиной одного из всадников изображен ребенок, сидящий на крупе лошади. Эта детская фигурка уже много лет вызывает споры исследователей. Сейчас посетить храм Трех Всадников неорганизованному туристу трудно. Бессмысленное варварство иных го- ре-путешественников привело к тому, что на вход повесили замок. Открывается храм только для богослужений.

Дорога от храма Трех Всадников поднимается к месту, где когда-то находились главные ворота города. Самое впечатляющее здесь - колеи, продавленные за века в камне тележными колесами. Углубляясь почти на 30 см в скальную породу, они тянутся от воротного проема вдоль главной улицы.

Сразу у входа в город, справа, находится вход в самый известный храм Эски-Кермена, за которым в литературе закрепилось название «Судилище». Так почему-то окрестили его местные татары. И хотя, как говорит наука, никакого судилища тут никогда не было, название прижилось. Сейчас центральная часть «Судилища» представляет собой открытую площадку - скальное перекрытие обрушилось во второй половине 19 в. Напротив входа видна алтарная ниша с епископским креслом посредине. Слева - несколько могильных вырубок и возвышающийся над полом квадратный баптистерий (крещальня). Справа - помещения, имевшие второстепенное значение. Там, где в стене зияет проем, некогда был пристроен деревянный балкончик, от которого деревянная лесенка спускалась вниз, к размещавшемуся под храмом некрополю. Далее, в глубине пещеры, небольшая часовенка. Она возводилась как самостоятельная постройка, но в 12-13 вв. при расширении храма была объединена с ним.

Тропа, идущая влево от главной улицы, приведет к пещерному каземату. На площадку в верхней части соседнего мыса из каземата вела лесенка и перекидной мостик. Там позднее была построена небольшая церквушка, от которой сохранились лишь вырубки для стен, сделанные в скале. Посетители всегда обращают внимание на правильной формы округлые отверстия в скале. В них когда-то устанавливали пифосы - огромные глиняные кувшины, в которых хранилось зерно, масло, вино и т. д.

Далее экскурсии обычно направляются на восточный край плато, осматривать церковь Успения Богородицы. Некогда она была богато украшена росписями, но до наших дней уцелели лишь их отдельные фрагменты, которые можно различить в алтарной апсиде и местами на стенах. Насчет датировки росписей мнения ученых расходятся - одни относят их к 12-13 вв., другие - к 13-14 и даже началу 15. Почти половину церковного зала занимает большая яма. Невольно возникает вопрос, зачем она нужна в церкви? Оказывается до 13 в. помещение использовалось в качестве амбара. Потом его по какой-то причине «перепрофилировали» в культовое учреждение. Яму перекрыли настилом и она никому не мешала. Но яма оказалась долговечнее перекрытия и теперь доставляет неудобства посетителям.

Главный храм города располагался на самой высокой точке плато. Это было внушительное наземное, сооружение из тесаных известняковых блоков, занимавшее площадь 24x13 м. Храм возвели в 6 в. и на протяжении всей жизни города, непрерывно реконструировали и перестраивали. В 11 в. он из одноапсидного превратился в трехапсидный, став еще краше, еще величавее.

Во время пожара, охватившего Эски-Кермен в конце 13 в., деревянные перекрытия сгорели и кровля рухнула внутрь постройки. Позднее стены были частично разрушены землетрясением, ну а довершили дело обитатели окрестных деревень, постепенно растащившие превосходный тесаный камень для своих строительных нужд. Теперь на месте храма видны лишь остатки фундамента и многочисленные куски битой черепицы.

А что есть рядом?

Немного дальше, вдоль восточного края плато, имеется ряд интересных пещерных сооружений со множеством соединенных между собой комнат. Кое-где они размещены в два яруса и образуют настоящие лабиринты с живописными каменными лестницами. Эти постройки сооружались на ранних этапах существования города как оборонительные казематы.

В их стенах есть бойницы, амбразуры и выемки на уровне пола для скатывания камней на неприятеля. Когда город утратил свое оборонное значение, казематы приспособили под стойла для скота. В стенах сделали кормушки и проушины для привязывания животных. Чуть севернее комплекса казематов находится осадный колодец. Шестью маршами он уходит под землю. В конце первого марша выдолблена комнатенка для стражи. Естественный свет поступал на лестницу через небольшие окошечки, выходящие на обрыв, а в нижней части колодец освещался светильниками. Спускаясь вглубь скального массива, галерея колодца достигала водоносного горизонта и заканчивалась резервуаром, в котором накапливалось 75-80 м3 воды. В те времена вода заполняла два нижних марша колодца.

Северная оконечность плато представляет собой несколько отдельно стоящих плосковершинных скалостанцов. На одном из них размещался дозорный комплекс. Пробитый в скале туннель выводит нас на площадку, откуда превосходно просматриваются подступы к городу. Край площадки некогда был огражден деревянным парапетом, а через расселины переброшены мостики.

Начав осмотр городища с главных ворот, завершить его можно, спустившись в долину по тропе перед северным дозорным комплексом.

Похожие публикации

Оставить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: