Севастополь

22228_863.bСевастополь – город герой на юге крымского полуострова. Ранее Севастополь входил в состав Российской Империи, а затем в состав СССР. После развала советского союза он оказался на территории Украины. Однако в 2014 году жители крымского полуострова провели референдум в результате которого решили отделиться от Украины. Украина не признала результаты референдума, однако в итоге Крым был де-факто присоединен к России. Большинство стран не признают присоединение Крыма к России

История города

Все достопримечательности Севастополя в той или иной мере связаны с военной историей. Несмотря на то, что городу более 250 лет, здесь почти нет старых зданий. Дважды он разрушался практически до основания. После первой обороны (1854-1855 гг.) в городе уцелело всего 14 строений. После второй (1941-1942 гг.) не намного больше. Датой основания Севастополя можно считать как 10 (21) февраля 1784 г., когда вышел указ Екатерины «... устроить крепость Большую Севастополь...», так и 3 (14) июня 1783 г., когда появились первые постройки на берегах Ахтиарской бухты.

Берега Гераклейского полуострова, по которым разбросаны районы современного города, изрезаны многочисленными бухтами, глубоко вдающимися в сушу. Это бывшие речные долины. В результате медленного опускания суши в четвертичном периоде они оказались ниже уровня моря и были затоплены его водами.

Самая протяженная их бухт - Севастопольская, или Северная, длина которой почти 8 км (по некоторым источникам - 10). Берега ее осложнены более мелкими заливами, бывшими когда-то руслами притоков. В старину Севастопольская бухта называлась Ахтиарской - от искаженного названия близлежащей татарской деревушки Ак-Яр (белый обрыв).

Если въезжать в Севастополь на поезде, то последние 10 минут можно наблюдать побережье Северной бухты. А сам вокзал находится на берегу бокового ответвления Южной бухты (протяженность бухты около 2,5 км).

Изначально город закладывался как морская крепость. Бухты Гераклейского

полуострова исключительно удобны для стоянки судов. Еще до прихода сюда российскийх войск Ахтиарскую бухту облюбовал турецкий флот, а несколькими веками раньше здесь укрывались легкие запорожские «чайки». Строительство города началось с возведения укреплений. Появились первая пристань и небольшое адмиралтейство. Застраивался Севастополь бессистемно, а для возведения зданий первые строители навострились брать камень из... руин Херсонеса. Причем додумался до этого не какой-то боцман, а вполне просвещенный вельможа - князь Потемкин. Благодаря «хозяйственной сметке» «светлейшего» мы теперь имеем памятники античности в довольно урезанном виде.

С самого начала город делился на три части: Центральную часть, Корабельную сторону и Северную сторону. На Корабельной и Северной селился простой люд, отставные матросы с семьями, а центральная считалась аристократической. Но и здесь, сразу за домами почтенных граждан, начиналась безобразная трущоба, где наспех сколоченные из досок развалюхи перемежались с лавчонками, торговавшими спиртным. Сейчас это место называется Центральным холмом, тогда - Хребтом Беззакония.

Такое положение дел продолжалось, пока в 1830-х гг. главнокомандующим Черноморского флота и портов не стал М.П. Лазарев. Тот самый Лазарев, имя которого мы помним из школьного учебника географии - известный мореплаватель, впервые достигший (вместе с Ф. Беллинсгаузеном) Антарктиды. Лазарев был лучшим «мэром» Севастополя. Он полностью обновил флот, построил 5 береговых фортов, защищавших вход в бухту, каменные доки для ремонта кораблей, обустроил Большой и Малый бульвары, благоустроил улицы, снес хребет Беззакония (выплатив всем его обитателям компенсацию). Так перед Крымской войной Севастополь приобрел вполне приличный вид.

11-месячная первая оборона стала тяжелым испытанием для города. За этот период на Севастополь обрушились тонны металла. С обеих сторон было выпущено более 1 млн. снарядов. Как сказано в одном из старых путеводителей, из них можно сложить пирамиду с основанием 455 м2 и высотой 81 м.

Ситуация осложнялась тем, что Россия не была готова к войне и существенно уступала своим противникам по техническому обеспечению. Войскам также не хватало провизии, оружия, обмундирования. Солдаты были вооружены устаревшими кремнёвыми ружьями, бившими всего на 100 шагов, в то время как у противников имелись нарезные штуцерные винтовки, дальность выстрела которых была в 4 раза больше. Паровому флоту англичан и французов противостояли парусные суда. Таким образом, мощному оснащению армий союзников (Англии, Франции, Турции и королевства Сардинии) Россия могла противопоставить лишь самоотверженность солдат и офицеров.

Чтобы не позволить вражескому флоту войти в бухту, вдоль фарватера были затоплены 7 старых кораблей. Когда зимние штормы раскидали лежавшие на дне остовы, пришлось затопить еще 6. Списанные на берег матросы сражались на бастионах.

После штурма 27 августа 1855 г. защитники были вынуждены оставить город. Россия войну проиграла, а согласно Парижскому мирному договору ей запрещалось держать флот на Черном море. Смысл существования Севастополя был утрачен. Город долго лежал в руинах, являясь экскурсионным объектом для охочей до зрелищ публики. Даже спустя 11 лет Е. Марков описывал опустевшие улицы, где громоздились каркасы разрушенных зданий. В конце 1870-х гг. Россия отказалась следовать условиям Парижского договора и принялась наращивать военную мощь своих морских баз. На рубеже веков здесь уже вовсю кипела жизнь.

22 июня 1941 г. Севастополь оказался в ряду первых городов, принявших на себя удар немецких бомбардировщиков. 30 октября началась вторая оборона города. В ноябре и декабре 1941 г. противник предпринял два мощнейших штурма. Город держался. Всю первую половину 1942 г. немцы стягивали к Севастополю вооружение. На северных под

ступах сосредоточились артиллерийские позиции. Из Германии была доставлена огромная пушка «Дора», снаряд которой способен был пробить 8-метровую бетонную стену. Для перевозки этого железного чудовища потребовалось 6 эшелонов. Третий штурм оказался фатальным. Советские войска с огромными потерями отступили. И только спустя два года 9 мая 1944 г. - ровно за год до Великой победы, Севастополь был освобожден. Улицы города представляли собой сплошные руины. Но даже не это было самым трагичным - на пепелище некому было возвращаться - из более чем стотысячного населения в живых осталось немногим более 2000 человек. Сразу после победы началось восстановление. Все было отстроено практически заново. Дома на центральных улицах производят впечатление старинных. Но на самом деле почти все они появились в 1950-х гг.

Современный Севастополь

Сегодняшний Севастополь называют музеем под открытым небом. Самые популярные у туристов объекты: центральная часть города, Панорама, Диорама на Сапун-горе, 35-я батарея и Херсонес.

Программа-минимум рассчитана на 3 дня:

1 день - центр города, панорама;

2 день - Херсонес, Балаклава;

3 день - фиолент.

Если располагаете большим запасом времени, тогда продолжим:

4 день - Инкерман;

5 день - Сапун-гора и диорама;

6 день - пляжи Аязьмы;

7 день - 35-я батарея.

Прогулка по центру города

Исторический центр - это прежде всего знаменитая Графская пристань, Приморский бульвар и памятник Затопленным кораблям. Все это, плюс еще несколько памятников, сконцентрировано на совсем небольшой площади. Тут можно просто гулять и смотреть. Но мы организуем нашу прогулку таким образом, чтобы не пропустить ни одного интересного объекта.

Чтобы добраться к начальной точке экскурсии, придется воспользоваться общественным транспортом:

• Из Камышовой бухты, ПОР, Стрелецкой бухты - маршрутками 16, 77;

• С Корабельной стороны -109,110,112, 4;

• С пр. генерала Острякова -12,120;

• Из Балаклавы - 94.

Доезжаем до остановки «площадь Нахимова». Маршрутки 109,110,112, 4, соединяющие Камышовую бухту с Корабельной стороной, имеют замысловатую траекторию движения. По пути туда и обратно они объезжают городское кольцо с разных сторон и пл. Нахимова проезжают, только следуя с Корабельной в Камышовую, но не наоборот!!!

Выходим из маршрутки на ^ ост. «Пл. Нахимова» и переходим на противоположную сторону улицы. Широкая лестница ведет к подножию памятника Казарскому, командиру брига «Меркурий». Это - самый старый памятник Севастополя. Построен в 1839 г. на пожертвования офицеров. Автор - скульптор А.П. Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Памятник увековечивает подвиг брига «Меркурий», суденышка, в в мае 1829 г., в одиночку выигравшего бой с двумя турецкими линкорами, на которых было в 9 раз больше пушек! Нередко приходится слышать, как гости города недоумевают: «почему памятник рогатый?» Невнимательных туристов вводят в заблуждение загнутые нос и корма античного судна, венчающего верхнюю часть памятника.

Следующий объект - Мемориал героической обороны Севастополя 1941-1942 гг. Создан в 1964 г. (скульптор - В.В. Яковлев, архитектор И.Е. Фиалко). Три стилизованных стрелы на барельефе символизируют три штурма города. На досках из полированного гранита можно прочитать названия боевых соединений, частей, кораблей, защищавших город и имена 54 героев Советского Союза, удостоенных этого звания за оборону Севастополя.

Напротив стены, в центре площади, памятник адмиралу Нахимову - одному из руководителей первой обороны города (скульптор - Н.В. Томский, архитектор - А.В. Арефьев). Первый памятник Нахимову установили на этом месте к 45-летию Синопской победы. В 1928 г. пролетарское руководство города сочло памятник царскому адмиралу неуместным и демонтировало его, заменив скульптурой В.И. Ленина. Когда в 1957 г. на центральном холме был открыт огромный монумент вождю пролетариата, здесь снова появился Нахимов. Новый памятник был на 2,5 м выше старого и обращен в сторону города, в то время как старый «смотрел» на море.

Площадь Нахимова - старейшая площадь Севастополя и рекордсменка по числу переименований. Изначально она была названа Екатерининской, с 1898 г. носила

имя Нахимова. За советский период успела побывать площадью Труда, площадью Третьего интернационала, площадью Парадов и площадью Ленина. С 1957 г. снова - площадь Нахимова.

За памятником просматривается ажурная колоннада Графской пристани. Первая пристань в Севастополе была построена почти сразу после основания города (1783 г.) по указанию командующего Черноморской эскадрой графа Войновича. И, хотя официально она называлась Екатерининской, народ упорно именовал ее Графской. Граф, видимо, был личностью непритязательной, и обычный деревянный причал, без всяких архитектурных изысков, его устраивал. Знаменитая колоннада появилась только в 1846 г. В те годы военным губернатором Севастополя был адмирал Лазарев. Он и решил облагородить неказистую пристань. Проект был заказан военному инженеру Д. Уптону. В те времена любой архитектурный проект должен был предоставляться для утверждения на высочайшее имя. Сложно сказать, чем Николаю I не понравилась колоннада. Проект был утвержден без нее. Каких только аргументов не приводил военный губернатор, чтобы убедить монарха в целесообразности постройки. В ход пошла даже история о пьяном кучере, съехавшем ночью в море по ступенькам не огражденной пристани. Наконец, император не выдержал массированного давления, и проект был утвержден. В наши дни Графская пристань, уцелевшая в огне двух оборон, стала одним из символов города.

Вернемся на площадь Нахимова, пройдем вдоль платановой аллеи у здания «Дома Москвы» и войдем в ограду Приморского бульвара - с давних времен это излюбленное место отдыха горожан. Оказавшись на территории парка, сразу хочется свернуть направо, где за высокими деревьями видна полоска синего моря. Но тогда мы не увидим прелестный маленький мостик, который тоже заслуживает внимания. Этот мостик, построенный в 1905 г. - любимец севастопольских фотографов. Он очень фотогеничен, особенно зимой, покрытый снегом. На его фронтоне, между фигурами двух драконов изображен герб Севастополя. Изящные очертания мостика мы увидим, как только пройдем мимо полукруглой летней эстрады.

И, наконец, памятник Затопленным кораблям - символ города. Когда к берегам Севастополя в 1854 г. подошла англо-французская эскадра, было решено затопить у входа в бухту несколько устаревших кораблей, чтобы предотвратить проникновение вражеского флота. Для моряков, привыкших относиться к кораблю, как к родному дому, это было тяжелым решением. «Грустно уничтожать свой труд, - говорилось в приказе адмирала Корнилова, - но надобно покориться необходимости». Позднее было затоплено еще несколько кораблей. И уже при отступлении российских войск был затоплен весь флот. Памятник построен в 1905 г. к 50-й годовщине первой обороны города, по проекту скульптора А.Г. Адамсона и архитектора В.А. Фельдмана. Его очертания просты и лаконичны. Оригинальна идея авторов установить монумент среди морских волн в нескольких метрах от берега. Напротив памятника укреплены два якоря с затопленных кораблей. С площадки перед памятником открывается панорама Севастопольской бухты. Привлекает к себе внимание белый обелиск на мысу Хрустальный - стилизованное изображение штыка и паруса, символизирующее единство армии и флота. Он украсил мыс в 1977 г. За ним - памятник солдату и матросу. Его начали строить в начале 1980-х. Потом, вдруг, городские власти решили, что проект безвкусен, место выбрано неудачно и строительство было приостановлено. Несколько лет монумент так и стоял недостроенным. И только в 2000-х спохватились и доделали, торжественное открытие состоялось ко дню Победы в 2007 г. Оказалось, что и проект неплох и место удачное, и вообще - впечатляет!

На противоположной, Северной, стороне видны две монументальные массивные постройки - Михайловский (прямоугольный) и Константиновский (полукруглый) форты - береговые укрепления, возведенные накануне Крымской войны в 1846 и 1847 гг. Изначально фортов было 5 на разных мысах вокруг Севастопольской бухты. Один из них - Николаевский - находился как раз на месте Приморского бульвара. До наших дней сохранились только два. Их мощные стены выдержали артобстрелы Крымской и Великой Отечественной войн. Сейчас Константиновский находится на территории военной части, а Михайловский является музеем и открыт для посещения.

Дальше, вдоль набережной, где волны разбиваются на радужные брызги, пройдем к зданию Дворца детства и юности. Его узнаем сразу по внушительным размерам. Строилось здание в 1914 г. по проекту архитектора Чистова и предназначалось для института физических методов лечения им. Сеченова. Война существенно потрепала постройку, но нижние этажи уцелели. В конце 1960-х гг. его надстроили заново и подарили севастопольским пионерам. Сам институт перенесен в Ялту и сейчас называется Институт медицинской климатологии и климатотерапии им. Сеченова.

По изогнутой полукруглой эстакаде поднимаемся вверх, под зеленую тень Приморского бульвара. Справа - дворец детства и юности, а слева - Институт биологии южных морей, известный в обиходе как Севастопольский аквариум. Если позволяет время - есть смысл его посетить. Черноморские акулы, скаты и прочие морские создания бултыхаются в водах центрального бассейна, рыбешки поменьше - в боковых. Есть тут и морские черепахи, и крокодильчик. Особенно нравится аквариум детям. Так что будьте готовы к тому, что слова: «нам еще надо успеть в Панораму», для вашего чада аргументом не прозвучат.

Теперь отправимся в сторону драматического театра им. Луначарского. Минуем знакомый уже Дворец детства и юности, полюбуемся его выразительным фасадом и двинемся далее, по аллее из высоких ливанских кедров, которые очень хорошо прижились в Севастополе, вырастают крепкими, мощными и украшают центральные улицы. Здание театра выглядит внушительным и с претензией на старину. На самом деле, ему нет даже 60 лет. Знатоки архитектуры отмечают, что постройка несколько перегружена деталями, но севастопольцам она нравится, как и сам театр.

На противоположной стороне проспекта Нахимова находится еще один архитектурный памятник – Севастопольский художественный музей. К какому-то определенному архитектурному стилю его не отнесешь - чистой воды эклектика. В отделке фасада все стили вперемешку: барокко, классицизм, ампир. В придачу ко всему, фасад асимметричен - слева балкон, справа архитектурный элемент, называемый «фонарь». Построено здание в 1899 г. и служило самым обыкновенным доходным домом. Автор этой милейшей постройки неизвестен. Наверное, потому, что здание долгое время причисляли к «не имеющим архитектурной ценности». Эклектика считалась дурным тоном, были даже предложения снести здание. К счастью, к ним не прислушались!

Площадь Ушакова вы узнаете по белоснежному зданию Матросского клуба с часами и высоким шпилем. У гостей из Питера он вызывает дежа вю. Не удивительно: при проектировании за образец бралось питерское адмиралтейство.

Практически вся застройка площади послевоенная, за исключением кинотеатра «Дружба», бывшего когда-то католическим костелом.

Но нас сегодня интересует не площадь, а пышущий зеленью холм справа от Матросского клуба и уползающая вверх по склону аллея, называемая Историческим бульваром. Согласно традиции, бульвар должен быть горизонтальным, но севастопольский рельеф не всегда позволяет соблюдать традиции, так что, до венчающей вершину холма Панорамы, нам придется добираться по склону.

По пути будет возможность скрасить монотонность подъема осмотром памятника генералу Тотлебену – руководителю инженерной обороны города. Памятник примечателен многофигурностью и обилием деталей. Кроме самого Тотлебена здесь изображены и солдат, и матрос, и минер, а по краям выложены

пирамидки из пушечных ядер. Ядра настоящие, с полей сражений. Точную дату постройки монумента установить сложно: одни источники называют 1909-й, другие 1906 г. Авторы проекта - А.А. Бильдеринг и И.Н. Шредер. За памятником - еще немного усилий и подъем сменится ровной поверхностью.

Вот, наконец, и Панорама - белое округлое здание. Слово «панорама» про-

исходит от греческих слов «рап» - «все» и «Ногата» - «вид». Можно сказать, что панорама - это музей одной картины - большое живописное полотно, окружающее зрителя со всех сторон, для экспонирования строится специальное здание. Создание панорам - трудоемкое и дорогостоящее удовольствие, потому в мире их всего около 40. Севастопольская панорама создана по заказу российского правительства, специально к 50-й годовщине обороны академиком живописи, профессором Петербургской академии художеств Францем Рубо - потомком французских эмигрантов. Цель заказа - силой изобразительного искусства воспроизвести драматизм военных событий. Предполагалось, что на полотне будут изображены эпизоды разных моментов обороны. Но автор решил полностью посвятить ее воссозданию атмосферы, царившей на бастионах, выбрав один из эпизодов самого яростного штурма Севастополя 6 (18) июня 1855 г.

Панорама потрясает своей реалистичностью, с помощью красок и макетов создается полный эффект присутствия: пылающее заревом небо на горизонте, пушечные ядра, дым, копоть, суета. Передний план настолько незаметно перетекает в живопись, что сложно уловить грань этого перехода. Вот телега, запряженная лошадью. Лошадь и передняя часть колес телеги написаны на полотне, остальное создано на предметном плане. Тлеющие угли выписаны настолько реалистично, что посетители часто уверены, будто их специально подсвечивают.

Между живописным полотном и стенами есть воздушная прослойка. Свет проникает через отверстие в куполе, отражается от расположенного над смотровой площадкой тканого экрана и попадает на стены. Это создает пер- спективу, реалистичную pi прозрачность неба. В каждой местности небо свое, свои закаты и рассветы. На полотне ^ небо севастопольское. Его узнаешь по оттенку, по высоте и V прозрачности.

Стараясь изобразить события с максимальной реалистичностью, живописец прибыл в Севастополь, где он изучал материалы, беседовал со стариками, сохранившими в памяти события тех лет. Саму картину Рубо писал в Мюнхене вместе с несколькими учениками. Готовая работа прибыла в Севастополь по железной дороге. Размеры полотна были внушительны 14x115 м. Намотанное на деревянный вал, оно размещалось на двух сцепленных платформах, а в отдельном вагоне прибыли части предметного плана. Общий вес груза составлял 700 пудов. На Историческом бульваре драгоценную посылку ожидало специально построенное здание в форме цилиндра диаметром 38 и высотой 36 м (проект О.И. Энберга и В.А. Фельдмана). Чтобы стены без окон не выглядели монотонно, на них выполнены оформленные полуколоннами ниши, в которых установлены скульптурные портреты героев обороны. Панорама завоевала популярность практически сразу. А после революции, когда стоимость билета стала общедоступной, народ сюда просто валом валил. Число посетителей перед войной достигало 28 000 в год.

В июне 1942 г. полотно панорамы было повреждено - в здание попала фугасная бомба, обвалилась часть стен, купол был охвачен пламенем. Но большую часть картины удалось спасти. Группа матросов и офицеров, рискуя собой, вынесла фрагменты живописи в безопасное место. Сложно представить, как им удалось в пылающем здании разрезать на куски 14-метровой высоты полотно, это поистине был подвиг.

Фрагменты полотна вывезли из осажденного Севастополя в Новороссийск, потом в Москву. В 1951-1953 гг. реставраторы работали над воссозданием картины. Треть оригинального полотна оказалась утраченной, то, что сохранилось, было разорвано и обожжено, восстановить его не было никакой возможности, все пришлось писать заново. Реставраторы тщательно изучали манеру письма художника, характерную для него цветовую палитру и потом, уже на месте, в отстроенном заново здании, воссоздавали копию старой панорамы. Заново создавался и предметный план. Реставраторы не только заново создали творение Рубо, но и не удержались от соблазна добавить новые сценки, которых изначально в композиции не было: «приезд Пирогова на перевязочный пункт», «возвращение из вылазки разведчиков П. Кошки и Ф. Заики», «матрос Александров, заливающий упавшую бомбу», «кок в землянке» и др. В октябре 1954 г. возрожденная панорама приняла первых посетителей.

После посещения панорамы зайдем на бастион, где установлены для осмотра орудия времен первой обороны. Каждая пушка стояла в своем орудийном дворике, огороженная наполненными землей корзинами (фашинами), на которые сверху укладывались мешки с песком. Макеты двориков выполнены из бетона. Со смотровой площадки можно увидеть странные отверстия похожие на норы или пещеры, уходящие под землю, - это входы в подземные минные галереи. Война велась не только на земле, но и под землей. Как наши, так и англичане вели подкопы под позиции друг друга. В конце галереи оставляли заряд пороха, который потом взрывали. В общей сложности англичане прорыли 1,3 км ходов, защитники города - 7 км.

Исторические здания центральных улиц

Основной ансамбль севастопольского центра создавался в 1950-х гг. Уцелевшие довоенные постройки были отреставрированы и настолько органично включены в общую композицию, что различить, где старые дома, а где новые, невозможно.

Музей Черноморского Флота (ул. Ленина, 18). Музей создан в 1869 г., по инициативе участников первой обороны Севастополя. Средства собирали по подписке, экспонаты присылали со всей страны. Первое время коллекция размещалась в пяти залах дома графа Тотлебена - одного из руководителей обороны. В 1895 г. по проекту архитектора А.М. Кочетова, было выстроено специальное здание - одно из красивейших зданий города. В декоре угадываются античные мотивы, фасад обильно украшен резным камнем и отлитыми из чугуна деталями, изображающими военную атрибутику. Часть экспозиции размещается по соседству - в бывшей Михайловской церкви (1848 г. постройки), примыкающей вплотную к стене Дома офицеров. В музее собрано около 30 000 экспонатов: образцы вооружения, обмундирования, макеты кораблей, личные вещи руководителей обороны.

Петропавловский собор (ул. Ленина, 39). Находится на холме напротив памятника героям-комсомольцам. Построен в 1844 г., его архитектурное решение очень смелое - православная церковь стилизована под античный храм. На такой творческий эксперимент решился проектировавший постройку инженер-поручик В.А. Рулев. Здание дважды разрушалось и восстанавливалось. В советское время в его стенах размещался городской Дом культуры. Сейчас - действующий храм.

Покровский собор (ул. Большая морская, 36). Построен в 1905 г. по проекту архитектора В.А. Фельдмана.

Здание спортзала «Спартак» (ул. Большая морская, 11). Находится рядом с кинотеатром «Победа», - бывшая караимская кенаса (молельный дом), построенная в 1908 г. Во время Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, частично разрушено. В послевоенное время постройку восстановили, недостающую часть стены надстроили.

Владимирский собор - усыпальница адмиралов Первые камни Владимирского собора были заложены в 1854 г. Проектировал его известный архитектор К.А. Тон - придворный архитектор, автор русско-византийского стиля в храмовой архитектуре. По его проекту строился храм Христа Спасителя в Москве. Владимирский собор проектировался в том же стиле. Крымская война застала собор недостроенным - успели только вывести фундамент. В таком состоянии он простоял 7 лет, пока в 1862 г. архитектор Авдеев не приступил к продолжению строительства. Новый руководитель отступил от первоначального плана и спроектировал собор заново. Собор

по проекту Авдеева строился уже не в русско-византийском стиле, а в чисто византийском, по типу крестово-купольных храмов 9-11 вв. Завершена постройка в 1888 г.

Владимирский собор является усыпальницей четырех адмиралов - руководителей Севастопольской обороны: В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и В.И. Истомина, а также адмирала М.П. Лазарева. Находится на Центральном холме, возле памятника Ленину (пл. Ленина). Можно подняться по лестнице напротив гостиницы «Севастополь».

По этой теме читайте также Исторические места Севастополя