Моквский храм

000 IMG_1299Расположен в 15 км от Очамчыры на острове при слиянии рек Мыку и и Дваб. В эпоху Абхазского царства церковное строительство велось активно и храмов было очень много. Но далеко не все они сохранились, от многих остались лишь названия. Так, например, Сухумская гора называлась Самата, то есть Сант Мата, так по-абхазски звучит имя св. Матвея, чей храм находился там. Другие постройки дошли до нас в виде развалин, другие же сохранили основные конструктивные элементы, но полностью лишены украшений и интерьера. Можно лишь представлять, насколько великолепным должно было быть внутреннее убранство таких храмов. Выстроенная в X веке моквская церковь Успения Божьей Матери, показательна в этом смысле. Лишь до относительно недавнего времени росписи покрывали ее внутренние стены. Мраморные плиты алтарных преград и других архитектурных деталей были покрыты декоративной резьбой со сценами из Библии и Евангелия. К сожалению, почти ничего не осталось в Абхазии из бывших богатств ее храмов. Однако и лишенный внутреннего убранства, светлый, полный воздуха, весь устремленный ввысь, храм производит сильнейшее впечатление. По преданию собор стал усыпальницей, выстроившего его абхазского царя Леона III, а также усыпальницей последнего владетеля Абхазии Михаила Чачба-Шервашидзе. В настоящее время храм действующий, но служба ведется только по праздничным дням.

Моквский храм и икона Божьей Матери

Некоторое представление о великолепии храмов того времени может дать икона Божьей Матери с надписью: «Всесвятая Богоматерь, предстательствуй перед Христом за дом царя Леона». Возможно, эта икона была в свое время преподнесена Моквскому храму, так как царь Леон с особым великолепием украшал именно этот храм. Затем она хранилась в Хобском монастыре (одна из икон, принадлежащих Моквской церкви находилась и в Зугдидской церкви). На венчике Богоматери иконы Леона сохранились восемь украшений из эмалевых бляшек. «Техника же их тождественна технике исполнения эмалей престола церкви Амвросия в Милане» (Италия).